Информация

Что такое русская культура

Сегодня со всех сторон доносятся голоса говорящих о том, что кто-то разрушает русскую культуру. При этом под словами «кто-то» имеются в виду самые разные вымышленные и реально существующие силы. В таком большом объеме разноплановых и разноуровневых сообщений сложно разобраться, но это, конечно, необходимо сделать.

Что такое русская культура

Чтобы разобраться в такого рода тревожных сообщениях нужно сначала четко понять, что такое русская культура.

А прежде чем разбираться в том, что такое русская культура, нужно определить, что такое культура вообще.

В процессе такого определения, конечно, не должно производиться простое перечисление ряда дефиниций, сформулированных академическими кругами. Речь должна идти о противоположном: о простом изложении, о предельно простых моментах, в которых культура проявляется.

В рамках такого подхода начать нужно со следующих посылок.

Во-первых, наличие культурной специфики России – это факт, который оспорить невозможно. Эта специфика проявляется сразу при пересечении границы нашей Родины, и вряд ли кому-то удастся эту специфику разрушить. Другое дело, хороша ли эта специфика России для русского народа, способствует ли она его выживанию.

Отсюда следует важное обобщение: действительно имеет значение не само по себе наличие неповторимой культуры, а то, способствует ли такая культура выживанию народа, который является носителем этой культуры. В этом плане можно вспомнить целый ряд стран с неповторимой и сложной культурой, которые, тем не менее, являются странами третьего мира и даже придатками США, например, Тайланд, а также Японию, которая, в целом не утратив культурной специфики, стала со странами Запада в один ряд.

Во-вторых, важнейшим элементом культуры является, конечно, язык, причем язык – это не только средство общения, не только набор языковых клише и устойчивых фразеологизмов, т.е. не только язык повседневный, но и язык литературный, а также язык во всей его истории. В этом плане контуры русской культуры становятся еще более четкими и еще более обширными. Таким образом, человек, читающий, перечитывающий творения русского народа и русских писателей и получающий удовольствие от такого чтения, безусловно, является носителем русской культуры, а совокупность таких людей составляет территорию русской культуры в духовном или, если хотите, информационном пространстве.

В-третьих, культура не существует вне общества носителей этой культуры. При этом необходимо видеть различие между общностью людей и простой людской совокупностью. Конечно, общество предполагает наличие общих целей, определенное единство взглядов, и, главное, взаимную идентификацию членов общества. Именно на этом рубеже русской культуры заметен прорыв сил противника. Сегодня носители русской культуры, русские люди, испытывают друг к другу скорее ненависть, зависть, конкурентные чувства, чем любовь, чувство близости и совместности, сотрудничества.

С другой стороны, именно в этой части культуры конструктивно и продуктивно действовать может каждый, независимо от его талантов и способностей. Каждый должен начать с малого: уступать место в метро, не толкаться на входе в вагон, в автобус, не смотреть на окружающих с выражением ненависти, озлобленности. Помочь себе на этом пути можно, например, представив себя в окружении чужих стран и народов, когда единственные близкие люди — это земляки, соотечественники, которые снуют туда-сюда, защищая и ограждая.

В-четвертых, не следует смешивать общество с его культурой с властью, правящей этим обществом. На протяжении русской истории отношения власти с обществом большей частью были далеко не безоблачными, однако нужно понимать, что власть – это всегда отражение общества, и общество в целом достойно той власти, которая им управляет. Поэтому в данном срезе рассмотрения речь должна идти о совершенствовании власти через общество, через созидание консолидированного гражданского общества, которое постепенно, по мере собственного развития окультурит и стоящую над ним власть.

И последнее. Все перечисленные выше аспекты русской культуры гармонично соединяются в одном единственном элементе русской культуре – я говорю о русском православии. Именно оно сочетает в себе и культурные особенности, и язык в его истории и творениях его лучших носителей, и нравственные нормы, соблюдение которых превращает людскую массу, в которой каждый каждому волк, в настоящее общество, и конструктивные ответы на вопросы о природе и источнике власти.

Данный небольшой по объему текст, конечно, содержит лишь самое основное, но, на мой взгляд, все-таки наиболее важное.

И в заключение я бы хотел воспроизвести небольшое стихотворение.

О вы, которые хотите
Преобразить, испортить нас
И онемечить Русь, внемлите
Простосердечный мой возглас!
Кто б ни был ты, одноплеменник
И брат мой: жалкий ли старик,
Ее торжественный изменник,
Ее надменный клеветник;
Иль ты, сладкоречивый книжник,
Оракул юношей-невежд,
Ты, легкомысленный сподвижник
Беспутных мыслей и надежд;
И ты, невинный и любезный,
Поклонник темных книг и слов,
Восприниматель достослезный
Чужих суждений и грехов;
Вы, люд заносчивый и дерзкой,
Вы, опрометчивый оплот
Ученья школы богомерзкой,
Вы все – не русский вы народ!
Не любо вам святое дело
И слава нашей старины;
В вас не живет, в вас помертвело
Родное чувство. Вы полны
Не той высокой и прекрасной
Любовью к родине, не тот
Огонь чистейший, пламень ясный
Вас поднимает; в вас живет
Любовь не к истине, не к благу!
Народный глас – он божий глас, -
Не он рождает в вас отвагу:
Он чужд, он странен, дик для вас.
Вам наши лучшие преданья
Смешно, бессмысленно звучат;
Могучих прадедов деянья
Вам ничего не говорят;
Их презирает гордость ваша.
Святыня древнего Кремля,
Надежда, сила, крепость наша –
Ничто вам! Русская земля
От вас не примет просвещенья,
Вы страшны ей: вы влюблены
В свои предательские мненья
И святотатственные сны!
Хулой и лестию своею
Не вам ее преобразить,
Вы, не умеющие с нею
Ни жить, ни петь, ни говорить!
Умолкнет ваша злость пустая,
Замрет неверный ваш язык:
Крепка, надежна Русь святая,
И русский Бог еще велик!


Называется это стихотворение «К ненашим», а сочинил его Николай Михайлович Языков в 1844 году…

Александр Невеев

Источник


Другие новости по теме:


  Дата публикации: 11 ноября 2014 | Просмотров: 1078